Время работы офиса: ПН-ВС с 8 до 22
Время приема заявок - 24/7

Анализ научной статьи: алгоритм и рекомендации

Одной из разновидностей практической работы при обучении в высшем учебном заведении является анализ научной статьи, написанной другим автором и опубликованной в свободном доступе. Данный вид образовательной деятельности достаточно специфический и не всегда понятный студенту. Вопросы, с которыми студенты сталкиваются впервые, могут быть самые разнообразные: как делать правильно, с чего начинать и зачем вообще все это нужно. Предлагаем разобраться с каждым из них по порядку и понять, как правильно проанализировать чужую статью.

Для чего проводится анализ научных статей

Анализировать научные статьи студентов учат с особой целью. Хотя работа, на первый взгляд, кажется слишком скрупулёзной и бесполезной, это не совсем так. Главная задача высшего образования — научить вас учиться, критически мыслить и делать выводы. Так вот именно анализ часто считается первой, базовой ступенькой для достижения данной цели.

Не сильно углубляясь в детали, приведём несколько пунктов, с которыми заметно помогает нам разбор чужих научных работ:

  • отличать действительно полезные исследовательские работы от статей-фикций;
  • проверять достоверность данных, которые приводятся другими авторами;
  • выделять значимые материалы, информацию из большого объёма источников и отделять главное от второстепенного в объёмных статьях;
  • находить вопросы, которые впоследствии станут основой для собственных научных исследований (например, те, что автор затрагивает в работе, но не до конца раскрывает, оставляет спорными);
  • подкрепить свою научную позицию тезисами других исследователей. Возможно, таких, которые уже завоевали авторитет в данной сфере;
  • на примере работ других исследователей составить в голове своеобразную базу для собственной научной статьи в будущем.

Как видим, задач для самостоятельного анализа предостаточно. Теперь перейдём к рекомендованному алгоритму выполнения подобных заданий.

Подготовка к анализу

Начинаем анализ научной статьи с подготовительного этапа. Выбираем материал на сайте электронной библиотеки eLIBRARY.ru, КиберЛенинка или других подобных ресурсах. Названные площадки пользуются наибольшим доверием в научном сообществе среди доступных интернет-платформ. Поэтому, если вам нужно найти материал самостоятельно, рекомендуем использовать поиск именно по этим ресурсам. Если статья у вас уже есть или вам выдали конкретную для изучения, все ещё проще — можно сразу приступать к ней.

Провести качественный анализ позволяет полноценная подготовка. В нашем случае она включает:

  • распечатку работы или её загрузку в удобный текстовый редактор, чтобы взаимодействовать с материалом было комфортно. Делайте пометки на полях, выделяйте цветами основные мысли автора, выводы, задачи, теоретические обоснования или, наоборот, тезисы, которые вызывают у вас какие-либо вопросы;
  • проверку соответствия нумерации страниц на полученном документе первоисточнику из научного журнала или сборника. Это займёт всего пару минут, но позволит избежать ошибок и неточностей в ссылках на анализируемую работу;
  • первое, ознакомительное прочтение материала для формирования собственного мнения о нем. Если окажется, что у вас вызывают вопросы какие-то термины, нужно перед анализом выделить их для себя и изучить отдельно. Затем мы снова возвращаемся к статье и перечитываем её ещё несколько раз. Делаем выделения, о которых говорили ранее. Продолжаем читать до полного понимания;
  • проверку сведений, которые упоминает автор, статистических, научных и других данных. Особенно важно заострить внимание на данном моменте в анализе, если автор не указывает первоисточников для указанной информации;
  • ответ на вопрос, есть ли способы улучшить рассматриваемую научную статью и каковы они (добавить конкретику, статистику, ссылки на другие исследования, дополнить аргументацию и т.п.);
  • уточнение у преподавателя, должен быть анализ устным или оформленным в письменной форме. Если сдавать работу придётся письменно, обязательно уточните правила оформления документа и ознакомьтесь с методическими рекомендациями вуза, чтобы не пришлось пересдавать или получить заниженный балл;
  • примерный план, которого будете придерживаться, анализируя материал.

Часто именно написание плановой части вызывает наибольшую трудность у студентов, что сталкиваются с подобным заданием впервые. Поэтому следующим пунктом мы переходим к рассмотрению содержания анализа научных трудов.

Примерный план анализа научных статей

Обобщённый шаблон написания предполагает разбор анализируемого материала по таким пунктам:

1. Проверка информации об авторе статьи, об издании, издательстве:

  • какая у журнала репутация, индекс цитирования, популярность; публикуются ли в нем именитые в своей сфере авторы, есть ли предварительное рецензирование, насколько узконаправленная тематика;
  • кто написал статью, где работает автор, какую должность занимает, является больше практиком или теоретиком, имеет ли учёное звание, сколько всего работ им написано;
  • отвечает ли название материала содержанию и научной стилистике в целом.

2. Определение актуальности и новизны тематики:

  • как давно вышла статья и есть ли другие на эту тему;
  • вносит ли автор что-то новое в науку — данные или методы исследования.

3. Оценка соответствия работы научному тексту, стилю письма:

  • использование терминологии, насколько уместны те или иные речевые обороты;
  • достаточность доказательной базы и цитирования;
  • соблюдение логики и структуры повествования — в статье должны чётко прослеживаться такие пункты как цель исследования, постановка гипотезы или теории, обоснование, выводы.

4. Изучение использованной автором литературы:

  • количество источников и их соответствие научной статье по тематике;
  • наличие ссылок на авторитетных лиц.

5. Проверка фактических сведений:

  • имеется ли научно-доказательная база в принципе (экспертные мнения, опросы, испытания, эксперименты, официальная информация и т.п.);
  • насколько приведённые в статье сведения соответствуют реальности;
  • в каком виде представлена информация, удобно ли читателю при чтении или анализе воспринимать её.

6. Оценка выводов и ценности научного материала:

  • даёт ли статья новые знания и как их можно использовать;
  • смог ли автор достичь поставленных в начале целей и задач;
  • отвечают ли сделанные заключения проведённому исследованию;
  • остались ли не раскрытые в статье моменты из заявленных.

Заканчиваем анализ научных статей проверкой уже своей работы на стилистические, орфографические и другие ошибки/опечатки. Форматируем текст с анализом должным образом и распечатываем.

Пример анализа чужих работ

Чтобы провести анализ научного материала качественно, стоит сначала ознакомиться с тем, как пишут эту работу другие. Пример — это всегда максимально понятно, а получить его можно несколькими способами.
Самое простое решение — просто поискать пример в интернете. Вариантов выдаст много, но вы не можете быть на 100% уверены в их качестве. Ещё один способ — попросить шаблон с анализом у научного руководителя или на кафедре. Так вы точно будете понимать, что именно от вас хотят увидеть в вузе и как правильно это оформить.
Обобщённый образец анализа научных статей вы также найдёте у нас на сайте. Мы собрали стандартные требования и подготовили документ, на основе которого вам будет легко разобраться в данной теме.

Контактная информация
Мастерская публикаций
Санкт-Петербург, ул. Турку 11
Время работы офиса: ПН-ВС с 8 до 22
Время приема заявок - 24/7